
ФИО: Нефф Евгений Александрович
Дата рождения: 13 июля 1954 г.
Место рождения: поселок Мендоль Красноярского края
Дата смерти: 10 июля 2023 г.
Место смерти: г. Санкт-Петербург
Награды/звания: заслуженный артист РСФСР (1987 г.)
Профиль авторизован в декабре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Таллиннское хореографическое училище
Год выпуска: 1974
Педагоги: В. А. Поликарпов, Н. Р. Тихонова
Место работы: Государственный академический театр оперы и балета «Эстония» (современное название: Национальная опера «Эстония»)
Дата поступления: 1974 г.
Дата окончания работы: 1979 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Антоний и Клеопатра» (балетмейстер Чернышев) Раб
«История Ансельма» (балетмейстер Мурдмаа) Ансельм
«Времена года» (балетмейстер Мурдмаа) Солист
«Орфей» (балетмейстер Мурдмаа) Орфей
«Жизель» Альберт
Место работы: Пермский театр оперы и балета (современное название: Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского)
Дата поступления: 1979 г.
Дата окончания работы: 1980 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Спящая красавица» Дезире
«Шопениана» Юноша
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1980 г.
Дата окончания работы: 1997 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Хореографические новеллы» (балетмейстер Брянцев) Романс – первый исполнитель
«Асият» (балетмейстер Виноградов) Юноша – первый исполнитель
«Витязь в тигровой шкуре» (балетмейстер Виноградов) Автандил – первый исполнитель
«Анна Каренина» (балетмейстер Проковски) Левин – первый исполнитель
«Сотворение мира» (балетмейстеры Касаткина, Василев) Адам
«Жизель» Альберт
«Сильфида» (балетмейстер Бурнонвиль) Джеймс
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Зигфрид, Ротбарт
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Ромео, Лоренцо
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Вацлав
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Дезире
«Раймонда» (редакция Сергеева) Жан де Бриен
«Корсар» (редакция Гусева) Конрад
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Принц
«Баядерка» (редакция Пономарева, Чабукиани) Магедавея
«Шотландская симфония» (балетмейстер Баланчин) Солист
«Познание» (балетмейстер Эйфман)
С 1997 служил педагогом-репетитором в «Universal Ballet Company», Сеул
«Принц и нищий»
«Гран па в белую ночь»
Евгений Нефф пришел в Ленинградский Кировский театр (ныне Санкт-Петербургский Мариинский театр) опытным артистом балета. За плечами танцовщика были несколько лет служения в театре «Эстония» и Пермском театре оперы и балета.
Окончив в 1974 году Таллиннское хореографическое училище, Нефф с 1974 по 1979 годы артист Таллиннского театра «Эстония». Он принимал участие в классических спектаклях, а также работал с современными хореографами, в частности с Май Мурдмаа, создав главные роли в ее балетах «История Ансельма», «Времена года», «Орфей». За этим последовал год работы в Пермском балете.
Придя в Кировский театр на положение солиста, Нефф достаточно быстро освоил классический репертуар, а также танцевал в балетах современных балетмейстеров, хореодрамах, работах зарубежных хореографов.
Нефф не был танцовщиком-виртуозом в современном понимании. Танец его всегда был аккуратен, корректен, манера исполнения благородна. Он замечательно умел передавать стилистику трактуемого образа, не нарушая хореографического текста, не привнося в порядок движений роли ничего от себя, чем грешат многие современные артисты.
Аристократичный и изысканный в партиях различных принцев и рыцарей, он умел быть мечтательным романтиком в «Шопениане» (Юноша), «Сильфиде» (Джеймс) и «Ромео и Джульетте» (Ромео), мужественным и волевым в «Корсаре» (Конрад)немного задиристым, но по настоящему искренним в «Золушке» К. Сергеева (Принц), наивным и жизнерадостным в «Сотворении мира» Н. Касаткиной и В. Василева (Адам), современным веселым парнем в «Асият» О. Виноградова (Юноша). Танец Неффа стильный и элегантный был сдержанным и даже казался временами бесстрастным. Но артиста отличало умение танцевать в духе следования традициям петербургской балетной школы. Никогда не бросалось в глаза, что Нефф являлся воспитанником другой школы балета. Многие считали его истинно ленинградским танцовщиком.
Новые грани таланта Неффа с неожиданной стороны раскрылись в небольших номерах, «Романс», сочиненным Дмитрием Брянцевым для вечера «Хореографические новеллы» и «Познание», поставленным Борисом Эйфманом.
В «Романсе» Брянцев рассказал о горести неизбежной разлуки персонажей. Героиня, простая женщина (в пронзительном исполнении Г. Комлевой) вспоминала минуты расставания с любимым, которого провожала то ли на войну, то ли по этапу, и который не вернулся домой. Исполнителям удалось передать проникновенную историю любви, горестную сцену прощания, следующую за ним разлуку и невозможность борения с силой судьбы. Минутный эмоциональный всплеск героя сменялся горестным, безотрадным смирением с выпавшим жребием, пониманием, что это свидание последнее. Неффу оказалось подвластным зримо воссоздать мир глубоких чувств, чистой, безусловной любви.
Мне пришлось тебе многого не сказать.
Мне предстоит к тебе однажды не вернуться.
Как жаль, что нам приходится терять
Людей, с которыми так хочется проснуться.
(О. Осияненко)
В «Познании» у Неффа на первый план выходила попытка героя вырваться из пут оголтелой толпы, хоть ненадолго оторваться от серой, будничной массы, которая в результате его и поглотила, заставляя быть таким как все. В исполнении Неффа танец его героя воспринимался как гимн несостоявшейся свободе, как загубленный полет души. Артисту удались напряженность, драматизм роли, переходящие в трагедийность. На передний план вышли познание себя как личности и отчаянная невозможность становления, воплощения своих идеалов и чаяний. Этот персонаж танцовщика отличали до поры дремавшие в нем открытые эмоции, иная пластика, свобода движений. Участие в «Познании» дало Неффу выход для интерпретации современной хореографии Мориса Бежара, Олега Виноградова.
Нефф был замечательным партнером, надежным и уверенным. Он знал, как представить балерину с лучшей стороны, искал в дуэте образное начало. Это всегда был дуэт, именно дуэт, а не танец двоих. Танцовщик был кавалером Г. Комлевой, А. Сизовой, С. Ефремовой, О. Ченчиковой, Л. Кунаковой, Г. Мезенцевой, А. Асылмуратовой, Ж, Аюповой, О. Лиховской, Ю, Махалиной, М. Куллик, У. Лопаткиной. С каждой из своих дам он являлся разным, находя именно те черточки, которые объединяли персонажей.
Артисту также удавались и игровые роли, Достаточно вспомнить его Ротбарта в «Лебедином озере» и Магедавею в «Баядерке».
С 1997 года Евгений Нефф служил педагогом-репетитором в одной из ведущих азиатских балетных трупп, «Universаl Ballet Company» в Сеуле. Среди его учеников был Семен Чудин. Он привносил в работу репетитора свои опыт и знания, а, главное, традиции петербургской школы балета.
Евгений Александрович Нефф снимался в кино. С его участием сняты фильм «Принц и нищий» и «Гран па в Белую ночь». Фирма NVC ARTS выпустила на dvd спектакль Мариинского театра «Корсар» с Евгением Неффом в одной из главных ролей.
Сын Евгения Неффа и Светланы Ефремовой Александр Нефф продолжил семейную династию, став артистом балета Мариинского театра и тонким, с безупречным вкусом фотографом, снимающим балет.